четверг, 26 ноября 2015 г.

9 класс.Интегрированный урок по экономике и математике по теме "Экономические ситуации и их математические решения"



Цели урока:
искать наиболее рациональные математические модели для решения экономических ситуаций;
развивать логическое мышление, умения применять свои знания при решении практических задач, интерес к предмету;
воспитывать ответственность, инициативность.

Оборудование: оформление класса, таблички на столах; электронная презентация;

Тип урока: деловая игра.

Ход урока
I. Организационный момент.

С  точки зрения математики цель нашего занятия: понять причины и сущность проблем, с которыми вам предстоит встретиться в недалеком будущем, и научиться находить различные математические модели для решения экономических проблем.

С точки зрения экономики:
Все люди вынуждены, подчас бессознательно, подлаживаться под требования экономики, чтобы жить счастливо, в довольстве и радости, а не скитаться в поисках милостыни и временного крова над головой. Кем бы ни был человек, он обречен всю жизнь решать экономические проблемы, думая о том, как заработать на жизнь и как разумнее использовать полученные доходы

II. Мобилизационный момент.

Учитель: К нам сегодня пришли с вопросами представители фирм и жители нашего города. Их интересуют различные вопросы, на которые они хотели бы получить профессиональный ответ. А мы с вами, я надеюсь, им в этом поможем.

В зал приглашены представители различных учреждений (4 учащихся),  которым предстоит выполнить задания  экономически ситуаций и дать профессиональную консультацию. Консультацию дают представители (заранее подготовленные учащиеся):

Представитель фирмы сотовой связи
Представитель торговой фирмы
Представитель сбербанка
Представитель финансового отдела

III. Получение заданий.

Учитель: Вашему вниманию будут представлены задачи решение  которых, помогут ориентироваться в мире экономики и математике. Занятие считаем открытым.

 К нам за помощью обратилась жительница нашего города,  представьтесь, пожалуйста, и расскажите какая вас интересует проблема.

Ситуация 1.
Моя соседка купила в салоне сотовой связи сотовый телефон за 4000 рублей, который 40 дней ранее стоил 5000 рублей. У моей внучки через 75 дней день рожденье, я хотела бы ей подарить телефон, но сейчас мне не под силу его купить даже за 3000 рублей. Ответьте, сколько он станет стоить через 75 дней? Если  известно, что в этом салоне цена товара через месяц уменьшается на одно и тоже число процентов от предыдущей цены.

Учитель: Консультацию дает представитель фирмы сотовой связи.
Пусть на р % понижалась цена товара ежемесячно, тогда 5000 · (1-0,01р)1 – стоил телефон через месяц, т.е. 5000 · (1-0,01) = 4000
р = 20%     20% = 0,2
Стоимость телефона через 75 дней будет равна:
3000 · (1 - 0,2)2 = 3000 · 0,82 = 1920
Ответ: 1920 рублей

Ситуация 2.
Наше автопроизводство планировало продать автомобилей бизнес-,  среднего  и эконом класса в отношении 1:8:12. Но за год продажа автомобилей бизнес-, и среднего класса снизилась на 4% и на 7% соответственно. На сколько же процентов нам нужно продать больше автомобилей эконом-класса, чтобы общее количество проданных машин не изменилось?

Консультацию дает представитель  торговой фирмы.
Планировалось продать:                                Продали:
бизнес – 1х автомобилей                               бизнес – 0,96х
среднего – 8х автомобилей                           среднего – 8х · 0,93 = 7,44х
эконом – 12х автомобилей                            эконом – 21х-8,4х = 12,6х
Всего – 21х автомобилей.                              12,6х-12х = 0,6х
(0,6х:12х) · 100% = 5%
Ответ: на 5% увеличить продажу автомобилей эконом-класса.

Ситуация 3:
Рассказ  моей  знакомой  меня  очень  заинтересовал, но ответ  на  главный  вопрос  я  не  услышала. Она открыла  счет  в  банке  на  20 тыс. руб. Через  год  после  начисления  процентов, положила на счет   30 тыс. руб. А ещё  через  год  сумма  на  её  счёте  составило  60 950 руб.  Меня заинтересовало, сколько процентов годовых  выплачивает  банк?
Для  меня и для других  это  важно. Заранее  благодарю  за  ответ.

Консультацию дает  представитель банка.
Пусть  годовые  проценты  банка  х % = 0,01х, тогда  через  год  прибыль  20 000 · 0,01х =  200х (р), а  общая  сумма  вклада  (20 000 + 200х)р,  т.к. добавили  30 000 руб., то  всего  стало (50 000 + 200х)р. Ещё  через  год  прибыль  составила (50000 + 200х) · 0,01х = (500х + 2х2)р, а сумма вклада 50000 + 200х + 500х +2х2 = 60950.
х2 + 350х – 5475 = 0
х = 15
Ответ: 15% выплачивает банк.

Ситуация 4.
Только сейчас по электронной почте к нам поступил вопрос:

После двух последовательных повышений зарплата рабочих нашей шахты выросла в 2 раза, по сравнению с первоначальной. На сколько процентов повысилась зарплата в первый раз, если второе повышение было в 1,5 раза меньше первого?

Учитель:  консультацию дает  представитель финансового отдела.
Пусть S рублей – первоначальная зарплата на х % увеличилась зарплата в первый раз
S · (1 + 0,01 х) – стала зарплата после первого повышения
х%:1,5 = (2/3)% – второе повышение
S · (1 + 0,01х) · (1 +  х · 0,01) – стала зарплата после второго повышения.
По условию задачи она увеличилась в 2 раза
S · (1 + 0,01х) · (1 +  (2/300)х) = 2S
1 +  (2/300)х +  (1/100)х +  (2/30000)х2 – 2 = 0
(2/30000)х2  + (5/300)х - 1 = 0
(1/15000)х2  +  (1/60)х - 1 = 0
х2 + 250х – 15000 = 0
х1,2 = (-250 + (-350))/2
х1 = 50;  х2 = -300 – не удовлетворяет условие задачи
Ответ: 50%

Учитель :
Вы сегодня получили ответы на вопросы, которые обязательно встретятся. Вам в жизни и в ближайшее время на ВНО  будут необходимы расчеты, и вы сможете  сделать сами и в этом вам поможет математика и экономика.

V. Рефлексия.
Как вы считаете, помогут ли вам знания, полученные на уроке?
В каких жизненных ситуациях их можно применить?

VI. Итоги урока.
За интересную форму заданий и грамотные ответы ребята получают отличные отметки, за активное участие можно отметить…

VI. Домашнее задание.
Я предлагаю вам творческое задание. Предложить свою экономическую ситуацию  из жизни и разработать её  математическую модель

3аключительное слово:

Сегодня в нашей жизни пришла пора выбирать. Сделать этот выбор мы  должны сами. И от того, каким он будет, зависит наша жизнь. Выбор этот стоит и перед вами, и делать его нужно максимально разумно. А для этого надо понимать законы экономической жизни. И если этот урок поможет вам сделать свой выбор более осознанно, значит, он был проведен не напрасно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий